ПРОГРАММА СТАНДАРТЫ МГИ

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ В МГИ БАЗОВЫЙ КУРС СТАНДАРТЫ

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МГИ

Первая ступень — 1 год — «Основы гештальт-терапии» — знакомство с методом, обучение основным понятиям и принципам гештальт-подхода, личный терапевтический опыт в группе, работа с индивидуальным терапевтом, участие в интенсиве в клиентской позиции.

Вторая ступень — 3 года — «Теория и практика гештальт-терапии» — профессиональная подготовка гештальт-терапевтов, завершается сертификацией (см. «Сертификационные требования»). Включает теоретическую подготовку, личную терапию, супервизию, работу в малых группах, участие в интенсивах (в клиентской и в терапевтической позициях), в конференции, выбор и прохождение специализации (или посещение спецкурса), а также начало собственной практики под супервизией. Специализация завершается выпускным мероприятием, которое курирует один из ведущих тренеров МГИ. Специализации и спецкурсы проводятся параллельно основной базовой программе, а также могут быть пройдены после ее завершения.

Темы базового курса включают 1 и 2 ступени, определяемые в 4 больших теоретических блока:

  1. знакомство с теоретическими и философскими вопросами гештальт-терапии,
  2. методология практики,
  3. клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии,
  4. супервизия.

Логика размещения отдельных тем в процессе обучения зависит от руководителя программы и динамики группы.

После завершения 1 ступени выдается промежуточный сертификат с указанием тем и часов. Те, кто хочет продолжить обучение на 2 ступени, подает заявление в МГИ или руководителю программы. Т. о. группа 2 ступени может явиться объединением участников различных групп 1 ступени, мотивированных на профессиональную подготовку. Для некоторого количества участников при этом образование будет сквозным.

В случае совпадения дат проведения базового курса и других мероприятий участник может не оплачивать участие в последних, а руководитель мероприятия должен обеспечить возможность отработки пропуска участнику.

2 ступень завершается супервизорской сертификационной сессией в группе (т. н. внутренней сертификацией) с приглашением независимого супервизора — тренера, имеющего выпуски собственных программ и (или) терапевта и в присутствии руководителя (руководителей) программы.

После выполнения сертификационных требований (см. «Сертификационные требования») участник программы представляет зачетную книжку и все материалы (описание случаев с рецензией, подтверждение часов личной терапии, супервизии, интенсивов, сопровождаемые рекомендацией руководителя программы в учебную часть и записывается на открытую сертификацию. Открытую сертификацию проводит сертификационная комиссия МГИ, состав которой формируется сроком на один год и утверждается профессиональным советом МГИ.

Сертификационная комиссия работает с группой, состоящей из участников разных программ, подготовивших материалы к данному сроку. Даты открытой сертификации указаны на сайте МГИ. Сертификация может быть полной, условной (с указанием условий, необходимых для успешного завершения), может быть рекомендована пересдача, т. е. повторная демонстрация работы в другие сроки. В отдельных случаях, в частности при нарушении этических норм, может быть отказано в повторной сертификации.

После рассмотрения комиссией материалов и демонстрации студентом работы на открытой сертификации, признанной соответствующей профессиональному уровню, ему выдается сертификат МГИ об успешном завершении программы подготовки в области гештальт-подхода с присвоением квалификации гештальт-терапевта.

Для признания выпускника программы терапевтом со стороны профессионального сообщества необходима процедура его аккредитации на определенный срок (3 года), по истечении которого снова встает вопрос о подтверждении статуса терапевта.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОВ

Базовый курс (1-я и 2-я ступень)

Учебные стандарты приведены в соответствие со стандартами ЕАГТ

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:

  1. Основы гештальт-терапии. Теоретическое введение, исторические корни, основоположники гештальт-терапии, школы гештальт-терапии, авторы, современный гештальт-подход, литература. Основные понятия и принципы гештальт-терапии (поле — организм-среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление).
  2. Теория поля в гештальт-терапии. Теория и функции self. Динамика self. Сопротивление. Утрата ego-функции, основные типы прерывания контакта.
  3. Творческие методы в гештальт-терапии. Работа с внутренней феноменологией клиента. Теория парадоксального изменения. Работа с полярностями. Арт-терапия, работа с рисунком, метафорами, сновидениями. Языки гештальт-терапии. Модальности контакта. Терапевтические метафоры.
  4. Гештальт и телесно-ориентированный подход. Отчуждение и пробуждение телесности. Динамика телесных переживаний в личной истории.
  5. Философия гештальт-подхода и методология практики. Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление. Терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта. Терапевтические отношения, перенос и контрперенос. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. Работа на границе контакта. Процесс-анализ терапевтической сессии.
  6. Теории развития. Развитие ребенка. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.
  7. Кризис и травма.
  8. Гештальт-терапия в клинической практике. Здоровье и болезнь. Принципы клинической диагностики в гештальт-терапии. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. Анализ ранних нарушений. Стратегии гештальт-терапевта в работе с эндогенными расстройствами, пограничными нарушениями, зависимостями, неврозами и психосоматическими расстройствами.
  9. Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.
  10. Принципы и приложения этики.

Перечисленные темы отражают содержание обучения и не соответствуют перечню тематических сессий. Логика и фокус изложения определяется руководителем программы и зависит от динамики и состава конкретной группы.
Программа включает 20 сессий — 14 тематических, 2 терапевтических и 4 супервизорских.

ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ И СПЕЦКУРСАХ.

  1. Специализация и спецкурс Программы «МГИ» — это теоретико-практические курсы, предназначенные для повышения компетенции, получения и расширения знаний и навыков, необходимых для применения в профессиональной психологической практике или в отдельной специальной области: напр. при работе с организациями, с семьей, супервизия.
    1. Содержание специализации охватывает как специальную область применения, специальную категорию клиентов, так и специальные методы работы в этой области и с этими категориями клиентов. Специализация должна быть обязательно связана с гештальт-подходом.
    2.  Содержание спецкурса (60-120 часов) охватывает специальные методы или особые ситуации. Спецкурс может быть ориентирован либо на специфические методы, навыки, знания и умения, либо на конкретный контингент — дети, взрослые, пары, группы, организации, либо на область применения, поле работы: клиническая практика, кризисные состояния и т.п.
  2. Специализацию может проводить тренер ВОПП ГП, имеющий подготовку и опыт работы в со-ответствующей области не менее 3 лет.
  3. Программа специализации должна быть представлена в ПС для обсуждения. Руководитель программы должен наряду с программой представить свое профессиональное резюме, в котором обозначены ранее осуществленные проекты, если таковые есть.
  4. Специализация может называться и считаться таковой только после рассмотрения и утверждения ее на Профессиональном Совете.
  5. Программа, которая проводится первый раз, получает статус «пилотной» программы, будь то специализация или спецкурс. После ее завершения и сертификации ведущим тренером ВОПП ГП, являющимся специалистом в данной области, ее итоги предоставляются в профсовет, который после рассмотрения подтверждает программу в заявленном статусе (как спецкурс, специализация и т.д).
  6. «Пилотная» программа может проводиться под курацией ведущего тренера, но в любом случае завершается сертификационной процедурой (сертификацией программы ведущим тренером, являющимся специалистом в данной области).
  7. Специализация заканчивается обязательной сертификационной процедурой, которая включает в себя письменную теоретическую работу, письменное описание случаев применения и представление своей работы в очном или заочном формате. По завершении специализации выдаются номерные сертификаты двух образцов:
    • участникам, выполнившим все требования — сертификат об «успешном завершении специализации» (на специальном бланке программы «МГИ»),
    • всем остальным – сертификат «участия в специализации».
    • Сертификаты выдаются в офисе тренеру, ведущему специализацию, в обмен на ведомость специализации.
    • Для сертификации в базовом курсе необходим сертификат «успешного завершения специализации».
    • Сертификат «участия» может быть обменен участником у ведущего специализации на сертификат об «успешном завершении» при выполнении всех требований программы специализации в офисе.
  8. Продолжительность обязательных часов специализации соответствует 120 -180 часам, формат и продолжительность сессий определяется руководителем программы в рамках этих часов. Описание предполагаемого формата и формы представляются на ПС, вместе с программой. На продолжение совершенствования в данной области и увеличение количества часов, руководители специализации могут заключать с участниками дополнительное соглашение. Дополнительные часы курса не являются обязательными для участников и могут быть определены как авторский курс. Если, по мнению руководителя программы, курс не укладывается в рамки обозначенных часов, он может предоставить аргументированное обоснование для рассмотрения в Профессиональный Совет.
  9. Занятия в специализациях рекомендуется начинать не ранее 2 года участия в базовом курсе Программы «МГИ».
  10. Руководитель программы может привлекать практикующих терапевтов, опытных специалистов, в качестве ведущих.
  11. В специализированных программах могут участвовать психологи, педагоги, медицинские работники и другие практикующие специалисты, не являющиеся терапевтами или тренерами Программы «МГИ».
  12. По завершении программы руководитель предоставляет в офис ВОПП ГП списки участников группы (с указанием часов и выполненных требований)и на их основании получает сертификаты.

«ПУТЬ ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

  1. Терапевт работает и накапливает опыт гештальт-практики в определенном направлении и получает специальные знания в этом направлении хотя бы в течение 3 лет.
  2. Терапевт предъявляет результаты этого опыта на конференции или в статье или на интенсиве или на супервизорской/интервизорской группе или в рамках обучающей программы хотя бы 1 раз.
  3. Терапевт описывает проект программы.
  4. Профсовет подтверждает программу пробную (пилотную) основании пп. 1, 2 и 3.
  5. Терапевт проводит пробную (пилотную) программу хотя бы 1 раз.
  6. Тренер, специалист в данном или близком направлении, сертифицирует программу, дает рекомендации и пишет рецензии.
  7. Терапевт делает Описание программы и делает Доклад на тренерском сборе, больших конференциях, конференциях случаев.
  8. Профсовет подтверждает Учебную программу в формате специализации на основании пп. 5,6 и 7.

СТАНДАРТЫ КОНФЕРЕНЦИИ.

Конференция — это форма профессионального взаимодействия и обмена опытом членов общества психологов практикующих гештальт подход.
Конференция является частью процесса подготовки гештальт-терапевтов и включена как обязательная составляющая в программы базовых курсов в области теории и практики гештальт-терапии.

Конференция — встреча практикующих психологов на время не менее одного дня (минимальная продолжительность конференции 10 академических часов).

Ответственным за организацию, проведение и содержание конференции являет-ся член Профессионального Совета ВОПП ГП или член сообщества, рекомендованный Профессиональным Советом, который руководит работой оргкомитета конференции.

В настоящее время существует 2 типа конференций:

  1. Конференции сообщества, ориентированные на профессиональный обмен и взаимодействие членов внутри сообщества (например, конференция случаев).
    Цель: развитие сообщества, обмен опытом между коллегами.
  2. Конференции Программы «МГИ», ориентированные на профессиональное развитие и формирование навыков участников программы «МГИ».
    Цель: обучение, супервизия, возможность получения профессионального опыта (проведения воркшопов, групп).
    Конференция программы «МГИ» предусматривает наличие:

    • теоретической и методической части: лекции, круглые столы, семинары;
    • персональной презентации своей работы (индивидуальной, групповой) с возможностью профессионального обсуждения;
    • супервизионной части: возможности получения супервизии на свою работу;
    • пространство для интеграции профессионального и личного опыта и для формирования экологичного отношения к профессии (процесс-группы, большая группа, шеринг и др.).
      Конференции обязательно утверждаются на профессиональном совете ВОПП ГП. В заявке должны быть указаны: руководитель (член Профессионального Совета или член сообщества, рекомендованный Профессиональным Советом), организаторы, время про-ведения, предварительный план и контакты.
      Участие в конференции подтверждается сертификатами, выдаваемыми в офисе ВОПП ГП. Отчисления от конференции устанавливаются Профессиональным Советом на каждый год и подлежат индексации.
      По завершении конференции оргкомитет предоставляет отчет о ней в офис ВОПП ГП для дальнейшего размещения на сайте.

СТАНДАРТЫ БОЛЬШОГО ИНТЕНСИВА

Интенсив является частью процесса подготовки гештальт-терапевтов и включен как обязательная составляющая в программы базовой подготовки в области теории и практики гештальт-терапии. Участие в интенсиве дает возможность сочетать подготовку в области гештальт-терапии и отдых. Интенсивы проводятся в живописных местах России и зарубежья.

Программа интенсива рассчитана на 11 дней – 3 «трехдневки» и 2 выходных дня между ними.
Работа интенсива обеспечивается командой тренеров. Организатор и ответственный за про-грамму интенсива должен быть членом ВОПП ГП и иметь опыт участия в тренерской команде не менее трех интенсивов. В работе интенсива объединены участники разных программ ВОПП ГП, находящиеся на разных уровнях знакомства с гештальт-терапией.

Интенсив является моделью гештальт — терапевтического сообщества и включает в себя следующие формы работы:

  1. Собрание сообщества для решения динамических вопросов жизни интенсива.
  2. Ежедневные лекции различных тренеров.
  3. Занятия в тематических группах (утренние и вечерние встречи) по уровням:
    • базовая группа клиентского опыта и знакомства с гештальт-терапией;
    • группа терапевтов 2-го и 3-го года подготовки, посвященная развитию и анализу практических терапевтических навыков (при необходимости, возможно разделение данного уровня на две группы – начинающих терапевтов и участников с практическим опытом работы). Участники этой группы работают на интенсиве как терапевты под супервизией;
    • супервизорская группа для окончивших программы, продолжающих подготовку на З-й ступени и имеющих опыт супервизии.
  4. Малые процесс–группы, объединяющие участников различных уровней для решения динамических вопросов в терапевтических микрогруппах. Процесс-группы ведут терапевты и участники программ 3-й ступени под супервизией.
  5. Индивидуальная терапия под супервизией тренера или участника супервизорской группы. Фома супервизии — очная. Присутствие — на половине встреч.
    Для сертификации на второй ступени участнику обязательно пройти 3 обязательных интенсива, с возможной заменой одного (клиентского) на шаттл. Участнику базового курса обязательно нужно пройти 1 клиентский интенсив. Два других интенсива могут быть или терапевтическими, или клиентским и терапевтическим, или шаттлом и терапевтическим.

Участие в первом терапевтическом интенсиве возможно при наличии таких обязательных условий:

  1. Прохождение сессии «Терапевтические отношения» в программе.
  2. Не ранее, чем 10 сессия базового курса (считая 1 ступень).
  3. Прохождение минимум 1 клиентского интенсива.

СТАНДАРТЫ МАЛОГО ИНТЕНСИВА

Формы работы на малом интенсиве и способы участия в нем аналогичны большому. Формат интенсива — авторский, задается организаторами. Программа рассчитана не менее, чем на 6 рабочих дней (6 встреч в тройках – клиент, терапевт, супервизор).

СТАНДАРТЫ ШАТТЛА

Шаттл — специальный проект, организованный для решения задач получения интенсивного клиентского опыта.

Продолжительность 5-7 дней интенсивной работы в индивидуальной терапии и в терапевтических группах. Вся работа в рамках проекта организуется и проводится сертифицированными членами ВОПП ГП. За время шаттла участник получает не менее 5 часов индивидуальной терапии и не менее 20 часов групповой терапии. В шаттлах учитываются дополнительные часы работы в микрогруппах/тройках. Ответственным за заявление шаттла может быть тренер, имевший опыт работы в команде шаттла.

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  1. Теоретическая подготовка — 700-810 часов (1+2 ступень), в том числе,
    • 14 тематических сессий — 420 часов
    • специализация или спецкурс по выбору — 120-180 часов (при отсутствии специализаций в отдельных регионах они могут быть заменены авторскими тематическими семинарами)
    • лекционные курсы при отсутствии их в базовом образовании (психиатрия для психологов и педагогов, теории личности и психологические теории развития для вра-чей) — 60 часов
    • теоретическая подготовка на интенсивах (часы лекций и занятий в учебных группах по уровням) −100-150 часов.
  2. Личная терапия — 240 часов, включает минимум 60 часов индивидуальной терапии (рекомендовано не менее 50 часов работы с одним терапевтом, возможно, с двумя, но неодновременно, учитываются также часы терапии на интенсивах), 60 часов групповых терапевтических сессий, включенных в программу, процесс-группы на интенсивах — 20 часов, малые терапевтические группы параллельно программе — 100 часов.
  3. Супервизия — 150 часов, в том числе 120 часов групповой супервизии, включенные в программу и 30 часов индивидуальной супервизии (супервизия на интенсивах, регулярная заочная динамическая супервизия работы с реальными клиентами при подготовке случаев (рекомендуется обращаться за супервизией 1 раз в 4-5 встреч с клиентом), индивидуальная очная супервизия в малых группах на 3-4 годах обучения — с приглашенным внешним супервизором).
  4. Практикум включает 400 часов, в том числе: (А) 200 часов работы в малых группах — «тройках». Из них 50 часов — практикум на 1-2 году обучения и 150 часов под супервизией на 3-4 годах обучения. «Тройка» встречается каждые 1-2 недели и приглашает супервизора на каждую пятую встречу. (Б) 200 часов консультативной и терапевтической работы с клиентами, семьями, группами, организациями, а также использования гештальт-подхода в практике своей профессиональной деятельности на протяжении обучения на второй ступени, ее краткое описание.
  5. Написание письменной работы по клиническому и теоретическому применению гештальт-терапии в своей профессиональной практике — описание 3-х случаев продолжительной работы, один из них при регулярной заочной супервизии.
  6. Наличие диплома о высшем образовании в области психологии или смежных специальностей.
  7. Участие минимум в двух интенсивах (желательно в трех), в позиции клиента и в позиции терапевта. Клиентский интенсив (один) может быть заменен шатлом. Участие как минимум в одной, желательно, в двух конференциях в области гештальт-подхода, не менее 50 часов знакомства с теорией и практикой гештальта в рамках лекций, мастерских, участия в круглых столах и т. д.
  8. Рекомендация руководителя программы
  9. Демонстрация работы на сертификационной сессии, завершающей программу в присутствии приглашенного независимого супервизора.

ИТОГОВЫЕ СТАНДАРТЫ МГИ — февраль 2007 года.

  1. 700-810 часов теории и методологии
  2. 240 часов личной терапии
  3. 150 часов супервизии
  4. 400 часов практикума
  5. 50 часов конференционных

Всего: 1540 — 1650 часов.

Учебные стандарты ЕАГТ- минимум 1450 часов

  1. 600 часов теории и методологии
  2. 250 часов личной терапии
  3. 150 часов супервизии
  4. 400 часов клинической практики
  5. 50 часов по личному предпочтению.

Учебные стандарты МГИ превышают стандарты ЕАГТ по часам теории и методологии (за счет учета учебных часов интенсивов).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОЙ СЕРТИФИКАЦИОННОЙ СЕССИИ ПО ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ ПО ПРОГРАММЕ МГИ:

  1. Сертификация является завершающей частью оценки подготовки по гештальт-терапии. Кроме этого в итоговую оценку входят оценка руководителя программы, оценка письменных работ (описание случаев и эссе).
  2. Во время сертификационной сессии оценивается
    • поведение терапевта во время моделированной сессии, которое может непосредственно наблюдаться
    • рассуждения терапевта во время обсуждения после моделированной сессии.
      Обе составляющих имеют равное значение для итоговой оценки.
  3. Критерии, по которым сертификационная сессия не засчитывается, так как перечисленные феномены свидетельствуют о потери терапевтической позиции:
    • терапевт игнорирует феноменологию клиента;
    • терапевт использует клиента для разрядки своего напряжения;
    • терапевт не в состоянии обсуждать свою работу.
  4. Критерии, по которым сессия засчитывается как гештальт-сессия, так как эти перечисленные феномены свидетельствуют о поддержке осознавания и творческого приспособления клиента:
    • во время работы терапевт:
      • внимателен и чувствителен к феноменологии клиента здесь и сейчас;
      • поддерживает целостность опыта клиента, работает с динамикой фигуры/фона;
      • поддерживает диалогические отношения с клиентом;
      • соотносит свои действия с последовательностью цикла опыта.
    • во время обсуждения терапевт:
      • может использовать гештальт-теорию для диагностики клиента;
      • может описать свои выборы и стратегии с позиции гештальт-терапии.

Итоги сертификационной сессии — сессия засчитывается безусловно, условно и не засчитывается. Сертификаторы могут обосновывать свое решение только на основании того, что они видели и слышали, а не того, что они предполагали могло бы быть.
Приложение:
Расшифровка критериев.

Игнорирует феноменологию клиента, например:

  • не обращает внимание на возраст, здоровье, семейную и социальную ситуацию, эмоциональное состояние, культурные и образовательные особенности,
  • обращается к воображаемым или гипотетическим событиям и феноменам.

Использует клиента для разрядки своего напряжения, например:

  • обвиняет клиента в своих переживаниях
  • требует восхищения и признания,
  • соблазняет клиента сексуально
  • унижает и обижает клиента для утверждения своей позиции

Не в состоянии обсуждать свою работу, например:

  • оправдывается, защищается, обвиняет комиссию,
  • впадает в аффект, в ступор, в слабоумие
  • не может объяснить своих выборов и интервенций

Расшифровка критериев позитивной оценки:
Внимателен к феноменологии здесь и сейчас, например:

  • обращает внимание на разные проявления (голос, дыхание, взгляд, поза, прерывания…)
  • гибко меняет свое поведение и свои проявления в зависимости от проявлений клиента

Работает с динамикой фигуры/фона, например:

  • поддерживает развитие фигуры, задает вопросы, предлагает усилить, развить фигуру
  • поддерживает исследование фона, исследует контекст, ситуацию, поле здесь и сейчас, обращается к метафорам и образам.

Поддерживает целостность, например:

  • обращается к Я клиента,
  • обращается к интеграции разных аспектов опыта

Поддерживает диалогические отношения, например:

  • обозначает границы между клиентом и терапевтом (я думаю так, а ты?)
  • проявляет заинтересованное сомнение и пересматривает гипотезы
  • признает наличие собственной позиции и проявляет затронутость переживаниями клиента (когда ты говоришь, я…)
  • предполагает и поддерживает затронутость клиента присутствием и проявлениями терапевта

Соотносит свои интервенции с динамикой контакта;

Использует гештальт-диагностику, например:

  • соотносит наблюдаемую феноменологию с прерываниями контакта или динамикой фигуры/фона или циклом опыта или с процессом осознавания или с теорией self. (это была проекция, потому что… ),
  • может обосновать терапевтическую гипотезу с точки зрения гештальт-теории (возможно, клиент обращался к функции персоналити, так как избегал тревоги…)

Описывает свои выборы с точки зрения гештальт-теории, например:

  • задал вопрос, выдерживал паузу, поделился своим мнением, чтобы:
    • поддержать фигуру, контактирование, осознавание, функцию эго и т. д.
    • остановить проецирование, усилить сопротивление…

Третья ступень — 360 часов 

Ориентирована на подготовку супервизоров, преподавателей гештальт-терапии, а также углубленное изучение теории и методологии практики. Программы 3 ступени существуют в МГИ в настоящий момент в стандартном варианте. Их описанию будет посвящен отдельный выпуск бюллютеня. Существуют также авторские супервизорские программы совершенствования в гештальт-терапии.

«Совершенствование в гештальт-терапии» стандарты программ третьей ступени
Смысл, цели и задачи третьей ступени

Программа адресована практикующим гештальт-терапевтам, имеющим базовое образование в области гештальт-терапии (смотри соответствующие стандарты).

Задачей программы является создание пространства для формирования профессионального сообщества, где важен баланс между профессиональным ростом участников и возможностью распознавать, признавать и поддерживать друг друга на коллегиальной основе.

Программа строится на принципах коллегиальности и разделенной ответственности, как между участниками так и между участниками и руководителями каждого конкретного проекта. Это реализуется при составлении кон-тракта на обучение, через обращение к групповом контексту, теме отношений и профессиональной этики. Завершение второй ступени является базой для коллегиальных отношений.

Основной целью программы является: формирование профессионального мышления, как единой профессиональной основы, где интегрированы самые различные профессиональные проявления (теоретические, терапевтические, супервизорские и др.). Профессиональное мышление дает возможность применения своего опыта в разных областях, а также способность удерживать в работе три контекста:

  • индивидуальные, групповой и тематический;
  • осознавание личной философии практики за которой стоит жизненный путь и уникальная личная ситуация терапевта;
  • формирование профессиональной идентичности; а также интеграция своих взглядов в целостное профессиональное мировоззрение.

Все это требует от терапевта развитие способности к осознавание и анализу практика на различных уровнях — философском, методологическом, теоретическом и практико-технологическом.
Для решения поставленных задач необходимо:

  • освоение теоретического ядра гештальт-терапии,
  • обучение супервизии как основы профессиональной культуры сообщества,
    навыки групповой работы,
  • владение широким контекстом жизни социальных групп и профессиональных сообществ.

Выпускник программы третьей ступени должен обладать навыками:

  1. Диагностика, выбор терапевтической стратегии, анализ терапевтических отношений в полевом контексте (социальном, культурном, групповом и др.).
  2. Владение индивидуальными, групповыми формами работы и способность осуществлять выбор стратегии работы с учетом ситуации клиента.
  3. Строить отношения и действовать в различных профессиональных ролях (терапевт, супервизор, ведущий группы, преподаватель, коллега и др.).
  4. Создание и удержание длительных терапевтических отношений с клиентами;

Предоставление квалифицированной супервизии, учитывая контекст и уровень подготовки терапевта, а также его способность к ассимиляции опыта.

Публичная презентация своей работы — терапевта, супервизора, тренера, ведущего терапевтической группы и др.

Цели и задачи каждого проекта третьей ступени формируются от конкретного состава участников и формы договоренности их с руководителями программы. Эти цели и задачи могут быть в большей степени направлены на развитие терапевтических навыков, практики супервизии, а также на подготовку групповых терапевтов ведущих различные учебные программы.

Участники проекта третьей ступени могут стремиться освоить все перечисленные формы обучения, а могут совершенствовать свое мастерство в конкретных областях.

В профессиональном сообществе мы наблюдаем три процесса: учебный, терапевтический и коллегиальный. Программа третьей ступени позволяет интегрировать эти процессы в профессиональное психотерапевтическое мировоззрение, проявляющееся в конкретной позиции участника в жизни сообщества.

Основные темы:

Теория гештальт-терапии (исторический контекст создания и развития гештальт-терапии, основные школы и направления гештальт-терапии, базовые концепты гештальт-терапии, место гештальт-терапии в соотнесении с другими направлениями, ли-тература).

Супервизия (теоретические основы супервизии, различные школы супервизии, типы, формы, модели, уровни супервизии, супервизия в различных профессиональных контекстах).

Групповая работа (различные формы — терапевтическая, супервизорская, учебная, тематическая, социальные группы, сообщества).
Клинические аспекты гештальт-терапии и супервизии.

Этика профессиональных отношений.

Форма проведения программы

Состав ведущих третьей ступени утверждается профессиональным советом «программа МГИ» по согласованию с региональным профсоветом.
Программа проводится командой состоящей из 3 или 4 постоянных тренеров.
Эта модель представленная в пространстве образует фигуру, состоящую из бесконечного числа точек поиска участниками возможной идентичности создающую перспективу многомерного видения реальности. Эта модель в значительной степени снижает риск расщепления, присутствующий при парном ведении группы, а также копирования участниками стиля ведущего при одиночном ведении программы.

Работа проходит в большой и малых группах супервизорского и терапевтического формата. Малые группы создаются по числу ведущих, с постоянным ведущим терапевтической группы и сменными ведущими супервизорской группы.

Задачи большой группы:

Освоение теории (лекции, тематические семинары, презентации, эссе, доклады).

Осознавание динамических процессов жизни сообщества в формировании коллегиальных отношений, профессиональных и этических.
Супервизия (обучение разным формам супервизии, супервизия практики, супервизия на ведение групп).

Лекции и тематические семинары проводятся и как руководителями программы так и ее участниками.

Задача малой супервизорской группы — развитие профессиональных навыков терапии и супервизии.

Задача малой терапевтической группы — терапия участников.

Задачи самостоятельной индивидуальной работы участников:

  • осуществление индивидуального проекта своего профессионального развития в сообществе;
  • подготовка презентаций, докладов и лекций свидетельствующая о теоретической ориентировки в гештальт-подходе;
  • продолжение терапии и супервизии на протяжении программы;
  • осуществление профессиональной практики в ходе проекта;
  • организация собственной практики супервизии и получении супервизии на супервизию, терапевтическую работу и работу с группой;
  • работа в малых группах «пятерках» на протяжении всего процесса обучения и в промежутках между учебными сессиями для освоения навыков супервизии, супервизии на супервизии и поддержки долговременных терапевтических отношений в фиксированных парах «терапевт-клиент». В «пятерках» осваивается опыт как форма динамической супервизии (у одного и того же супервизора) так и форма супервизорного консультирования (у разных супервизорах). В ходе работы учитываются часы личной те-рапии полученные у сертифицированного гештальт-терапевта в пятерке.

Условия и формы сертификации:

Наличие сертификата гештальт-терапевта;

Прохождение основного курса программы третьей ступени: 430-480 академических часов (12-14 учебных сессий). Необходимый минимум часов за 3-4 года, в зависимости от частоты сессий в году и форму проведения занятий по 3 или 4 дня составляет 420 часов. Рекомендуемое количество часов — 480 часов с учетом сертификационной сессии. В программу включены лекции — минимум 36 часов, семинары — ми-нимум 72 часа, групповая супервизия — минимум 90 часов, терапия в малых группах — 72 часа. Руководители по согласованию с группой с учетом конкретного контекста могут вернуть к контакту для его уточнения.

Индивидуальная терапия не менее 120 часов с учетом базового курса.

Участие в двух интенсивах по ходу программы в качестве участника супервизорской группы, ведение процесс групп на интенсивах и конференциях, супервизия практикума малых групп (троек базового курса), представление мастерской на конференции.

Представление индивидуального проекта на итоговой конференции в рамках сертификационной сессии, наличие письменной формы проекта обязательно. Проект — исследование и описание того, что уже сделано и делается не менее года по длительности, представленный в кругу коллег, отражающий идентичность участника, его место в профессиональном сообществе, индивидуальный путь развития, профессиональное мышление и личную философию.

Представление эссе и участие в круглом столе на тему супервизия в рамках итого-вой конференции.
Решение о сертификации принимает группа.

Положение об аккредитации

Сертифицированный участник базовой программы подготовки гештальт-терапевтов имеет возможность стать членом сообщества, пройдя процедуру аккредитации. Для этого ему необходимо:

  1. Предоставить ниже перечисленные документы в обозначенные сроки:
    1. ТЕРАПЕВТ:
      i. сертификат 2 ступени (копия диплома);
      ii. наличие соответствующего базового образование (копия диплома с вкладкой);
      iii. описание практики (формальное: количество, сколько лет в терапии, начало практики, работа индивидуально и в группах;
      iv. сколько клиентов в длительной терапии);
      v. отзыв (рекомендация) супервизора (заочная динамическая супервизия с указанием количества встреч);
      vi. заявление на вступление в ВОППГП;
      vii. договор о сотрудничестве с ВОППГП.
    2. СУПЕРВИЗОР:
      i. сертификат 3 ступени (копия диплома);
      ii. наличие соответствующего базового образование (копия диплома с вкладкой);
      iii. описание супервизорской практики (формальное: регулярное супервизионное консультирование, сколько интенсивов в качестве супервизора, супервизия троек, ведение терапевтических групп, программ, авторских курсов, участие в конференциях)
      iv. отзыв (рекомендация) от ведущего супервизорской группы;
      v. отзыв (рекомендация) от терапевта, получающего динамическую супервизию или регулярное супервизионное консульти-рование;
      vi. заявление на вступление в ВОППГП ;
      vii. договор о сотрудничестве с ВОППГП.
    3. АССОЦИИРОВАННЫЙ ТРЕНЕР:
      i. Отзыв (рекомендация) куратора, действительного или ведущего тренера, с которым было соведение;
      ii. описание практики ведения обучающих групп 1 и 2 ступени;
      iii. заявление на вступление в ВОППГП ;
      iv. договор о сотрудничестве с ВОППГП.
    4. ТРЕНЕР:
      i. отзыв (рекомендация) действительного или ведущего тренера, с которым было со-ведение;
      ii. описание практики ведения обучающих групп 1 и 2 ступени;
      iii. заявление на вступление в ВОППГП ;
      iv. договор о сотрудничестве с ВОППГП.
      e. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ТРЕНЕР:
      i. информация о трёх выпусках, включая фамилии сертифицировавшихся студентов (не менее 4-х по каждой группе);
      ii. заявление на вступление в ВОППГП ;
      iii. договор о сотрудничестве с ВОППГП.
    5. ВЕДУЩИЙ ТРЕНЕР:
      i. информация о пяти выпусках, включая фамилии сертифицировавшихся студентов (не менее 4-х по каждой группе);
      ii. заявление на вступление в ВОППГП ;
      iii. договор о сотрудничестве с ВОППГП.
  2. Прийти с заполненными документами на собрание сообщества и пройти процедуру принятия нового члена
  3. После успешного прохождения процедуры принятия сдать утверждённые документы в офис ВОПП ГП, заключить договор о профессиональном сотрудничестве и оплатить членский взнос. С этого момента участник является аккредитованным членом сообщества.
  4. Для последующего подтверждения аккредитации необходимо ежегодно с 1 января по 31 декабря оплачивать ежегодные членские взносы.

Некоторые правила прохождения процедуры аккредитации:

  1. Кандидат в члены либо член сообщества, за одно собрание, может пройти процедуру аккредитации только в одной позиции. В случае подачи заявки на две позиции, в высшей будет отказано автоматически.
  2. Кандидату будет отказано в аккредитации при условии не своевременной либо не корректной подачи заявления на аккредитацию
  3. Кандидату будет отказано в аккредитации в случае не соответствия его действий уставу организации

Процедура аккредитации предполагает:

  1. — наличие сертификата об окончании программы,
  2. — рекомендацию руководителя программы, супервизора и двух терапевтов, которые видели работу и подтверждают ее профессиональный уровень,
  3. — описание опыта собственной практики (индивидуальные клиенты, группы, семьи, организации), указание участия в интенсивах (в каких, и в какой роли), в супервизорских и тематических группах, в конференциях, проведение мастерских, выступления, статьи и т. д.
  4. — заявление в общественную организацию общества практикующих психологов «гештальт-подход» или в региональное предствительство общества для аккредитации в профессиональном сообществе как терапевта.

Источник: http://gestalt.ru